Традиции – это попытка обнести забором поле для размышлений...

Шел я недавно по городу, стоял ясный солнечный день и таким же было настроение. Проходя мимо церкви, которая у нас стоит прямо на главной улице, я увидел священника, который нарезал круги вокруг газона. Он явно никуда не спешил, да и у меня было 15 минут времени. Почему бы не поговорить с этим замечательным человеком?

Одет был я во все белое и наверное даже светился на солнце. Священник же, наоборот, был с головы до пят одет во все черное. Почему бы не начать свой разговор с ним с вопроса о его облачении? Я уже задавал подобный вопрос ксендзу, но он мне тогда ничего толкового не ответил. Может этот знает?

Почему священники ходят в черном?

Поздоровавшись, я задал ему вопрос, на который и вправду не знал ответ.

- Скажите, а почему священники ходят в черном, что за траур? Христос же воскрес, радоваться надо?

Посмотрев на меня серьезным взглядом священник ответил просто и ясно: - ДРЕВНЯЯ ТРАДИЦИЯ такая....

- Странная традиция, сказал я, выглядит очень мрачновато...  Да и к тому же Иисус сказал, что христиане свет миру, разве не так?

Вы - свет мира. ... И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.  (Матф.5:14-16)

- Ну мы все грешные, сказал он, ни чуть не смутившись.

- Но разве священнослужители не должны показывать всем пример праведности? Зачем же выставлять себя самыми грешниками?

На это ему было нечего ответить и я продолжил с ним размышлять.

- Интересно, а когда появилась эта традиция ходить в черном, уж всяко не при Иисусе?

Он согласился со мной и предположил, что этот древний обычай пошла от монахов.

- Странно, заметил я, но первые монахи жили в пустыне в Египте, а там жарко, разве стали бы они носить черное?

древняя традиция

Ему на это нечего было особо ответить, да и я не стал лезть в дебри, может и на самом деле монахи ходили в черном, они же мученики?

После этой разминки я почувствовал, что мой собеседник наверное думает, кто я такой и что мне надо? Поэтому я решил немного объяснить:

- Знаете, я просто интересуюсь этими вопросами, а ответы найти не так просто. Вот еще один интересный вопрос, на который я не нашел пока ясный ответ:

Почему купола имеют такую форму?

И вообще, почему в православии есть купола, а у католиков нет? Откуда это пошло? Вы наверное догадались, что он мне ответил? ДРЕВНЯЯ ТРАДИЦИЯ, конечно, византийская...

Я ему сказал, что на одном православном сайте прочитал, что купола делают именно так, потому что это очень хорошая АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ФОРМА! Форма то может и хорошая, но церковь - это же не космический аппарат? Или я чего-то не знаю? Может они, когда настанет "конец свет", полетят прямо в храме на небо?

Почему купола имеют такую форму?

Но мне почему то сдается, что это очередная реинкарнация древних фаллических символов, как это произошло с пасхальным куличом. Но за давностью лет уже трудно что-то доказать.

На этом наш разговор не закончился и я прямо спросил его:

- Скажите, а почему православная церковь оказывает такое маленькое влияние на людей в нравственных вопросах? Вот у нас в России почти все православные, а толку? Грязь, мат, пьянство, воровство и другие безбожные дела процветают. Получается, что ОЧЕНЬ поверхностная вера у людей, да и тут, в Беларуси, ситуация не намного лучше, что у православных, что у католиков...

- Вот у нас в брестской области, ответил он, люди толпами в храмы ходят, очень верующие!

- А сколько из них хоть раз прочитали Библию? - парировал я.

И тут он меня убил наповал. Цитирую дословно:

- Библия - это не главное, главное - ПРИЧАСТИЕ!

- Странно, стал рассуждать с ним я, если человек хочет примкнуть к какой-то партии, учению или организации, то разве не должен он сначала изучить, какие идеи там исповедуют и только потом вступать в ее ряды? И вообще, это может ВАШЕ ЛИЧНОЕ мнение, что причастие важнее Библии?

Угадайте, что он мне ответил? Правильно, это - ДРЕВНЯЯ ТРАДИЦИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ!

- Не отсюда ли это ПОВЕРХНОСТНОЕ отношение людей к своей вере, что они только совершают причастие и другие обряды, но делают все это АБСОЛЮТНО бездумно, и их религия НИКАК не влияет на их жизнь? - спросил я его.

На это ответил, что каждый должен начинать с себя и даже процитировал мне какого-то "святого". Я согласен, что во всех религиях есть ПО-НАСТОЯЩЕМУ верующие люди, которые усердно зубрят свои буквари и имеют хоть какие-то убеждения. Но сколько их, этих самородков? И что в итоге толку от их заученных убеждений, если они чтут не слово Бога, а заповеди человеческие?

Напрасно они поклоняются мне, потому что их учения всего лишь человеческие заповеди. (Матф.15:9)

В заключении я сказал ему, что давно не спорю по всем этим вопросам, так как чаще всего это БЕСПОЛЕЗНО. Если человек что-то вбил себе в голову не долго мудрствуя, то выбить это чаще всего невозможно даже самой железной логикой. Он со мной согласился...

Именно по этой причине я отключил комментарии на этом сайте, так как глупцов можно оспаривать всю жизнь - у меня столько времени нет.

Закончив разговор, я протянул ему руку и представился. Он пожал мою руку и представился тоже: епископ Порфирий.

Придя домой я заглянул в интернет и нашел своего собеседника. Им оказался епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, большой человек, однако.

Почему священники ходят в черном?

Какой урок я вынес из нашего разговора? Я еще раз убедился в том, что я на верном пути и уйдя в свое время из православной церкви поступил правильно.

Если традиция становится важнее истины, то в конечном итоге истина уходит и ее место занимает ложь. Вот и получается все как в известной сказке:

А король то голый! Только сам король этого совсем не замечает...