Отсюда давать форму Божеству есть дело крайнего безумия и нечестия. Потому в Ветхом Завете иконы не употреблялись. (Иоанн Дамаскин)
Иконы - неизменный религиозный атрибут православия. Многие христианские конфессии протестантского толка отвергли иконы, считая их идолами. Но православная церковь убеждена: икона - НАИВАЖНЕЙШИЙ атрибут христианства, без которого НЕЛЬЗЯ!
Так ли это? Хочет ли Бог, чтобы христиане использовали иконы? Разумно ли использовать изображения в поклонении с позиции элементарного здравого смысла?
Жил-был на свете один мальчик лет пяти по имени Вася. У Васи был папа, хороший и добрый. Вася очень любил рисовать, и это получалось у него совсем неплохо, конечно, соответственно его возрасту.
Однажды Вася нарисовал папу. Получилось очень похоже, как, по крайней мере, показалось самому Васе. Тогда он взял рисунок и пошёл к отцу. Он шёл и неотрывно глядел на нарисованного папу. Подойдя к папе и не отрываясь от рисунка, он стал разговаривать с ним. Папа озадаченно посмотрел на сына.
- Что с тобой? - спросил он.
- Ничего, всё хорошо, - ответил Василёк, не отрывая взгляда от рисунка.
- Папа, я хочу тебя о чём-то попросить, - продолжал говорить сын нарисованному папе.
- Сынок, я здесь, рядом с тобой, ты можешь говорить мне напрямую, я прекрасно слышу и вижу тебя! Почему ты разговариваешь с рисунком? - недоумевал обиженно папа.
- Нет, мне так лучше, я гляжу на картинку, а представляю тебя, - сказал Вася, всё так же не отрываясь от рисунка.
- Послушай, сынок, я запрещаю тебе разговаривать с рисунком, ты меня слышишь? - уже, повысив голос, говорил папа. Но было видно, что сын его не слышал и не собирался выполнять его ясное требование.
Отец понял: кажется его сыночку требуется помощь, и, возможно, даже не только педагогическая, но и психиатрическая...
Иконы в христианстве
Эта история, конечно, придуманная и утрированная, но в ней, как в зеркале, отражается то, как сегодня многие люди в каком-то смысле "сходят с ума", впадая в самое древнее суеверие - использование изображений в поклонении Богу.
Икона в современном православном "христианстве" - обязательный атрибут!
Как и язычники в древности, большинство современных "христиан" уверены: для связи с Богом требуется некий религиозный предмет, который подобно телефону соединяет их с небесами.
При этом, чем больше "намолен" такой "небесный телефон", тем лучше связь с Богом. И стоит отметить, что по этому "небесному телефону " они пытаются звонить не только Богу, но и различным святым.
Главное перед этим его обязательно зарядить святой водой у сотового оператора в чёрной рясе, а иначе связи не будет...
Так уж повелось, что в нашей стране очень многие искренне верят, что этот обычай - неизменная часть христианства, уходящая корнями к его истокам. Но так ли это?
Иконы в раннем христианстве
Так как "заинтересованные" верующие "инославным" источникам не верят, то обратимся к авторитетам, например, первому церковному историку Евсевию Кесарийскому (ок. 263-ок. 339) , чтобы понять, откуда берёт своё начало эта традиция . Он, в частности, пишет:
"Нет ничего удивительного в том, что в старину язычники, облагодетельствованные Спасителем нашим, это сделали (статую Христа). Я ведь рассказывал, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках . Естественно, что древние привыкли, особенно не задумываясь, по языческому обычаю чтить таким образом своих спасителей."
Так вот где собака зарыта! Обычай рисовать своих святых красками на досках имели язычники!
Если вы хотя бы по диагонали почитаете первых отцов церкви, то ясно увидите, что в те времена велась яростная борьба с идолопоклонством. И один из самых ранних церковных соборов, собравшийся в городе Эльвире в 306 году, строго запретил иконопоклонение , видя в нем не что иное, как проникновение в церковь грубого язычества.
Как же получилось, что этот обычай всё же плотно прижился в христианстве?
Это объясняет ярый защитник иконопочитания 7 века Иоанн Дамаскин:
"Но так как не все знают грамоту и могут заниматься чтением, то отцы рассудили, чтобы все это, подобно тому как некоторые (славные) подвиги, было рисуемо на иконах для краткого напоминания."
Как признаёт сам автор, вначале иконы были ни чем иным, как рисунками для обучения неграмотных (хотя странно, зачем нужно рисовать, если можно рассказать, разве только неграмотные были ещё и глухими?), и лишь потом эти рисунки стали использовать в поклонении.
Но этот культ не сразу вошёл в церковь и по-прежнему встречал сильное сопротивление многих христиан того времени, ведь Писание ясно гласит:
"Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в водах, ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им..." (Исх.20:4,5)
Поэтому неудивительно, что император Лев в 727 году, а затем и 348 епископов собора в 754 году единогласно осудили и своими постановлениями запретили иконопочитание.
Когда "узаконили" иконы?
Однако, 33 года спустя участники 7-го Вселенского собора в 787 году , отменив это решение, «приказали» путем специального канона поклоняться иконам без надлежащего объяснения, почему это необходимо. С того же времени начинает поощряться и поклонение изображению креста. Но этим борьба не закончилась.
Парижский собор в 825 году вновь воспретил иконопочитание. Спустя 17 лет, в 842 году, по настоянию императрицы Феодоры, женщины развратной и безнравственной, культ поклонения иконам был окончательно установлен, являясь обязательным в западной и восточной церквях.
Естественно, что иконоборческие соборы были впоследствии объявлены вне закона и даже названы "разбойничьими". Новая метла по новому метёт...
Как оправдывают себя иконопочитатели?
Как же оправдывают себя иконопочитатели: ведь против "ясной как день" второй заповеди, запрещающей использовать в поклонении изображения, нужны сильные доводы? И, как говорится, кто хочет, тот найдёт!
Я изрядно удивился, что оправданий этих находят не так уж и мало! Я насчитал их семь. Вот они:
1. Древние евреи тоже использовали в поклонении предметы, сделанные руками человеческими: скиния, ковчег, храм, которые тоже были ОБРАЗАМИ небесного, пред которыми падали ниц и молились.
2. Сам человек создан по ОБРАЗУ Божьему, и поэтому по сути является первой иконой. (Этот пункт меня искренне рассмешил.)
3. Ветхий завет запрещал рисовать невидимого Бога Отца. Но когда пришёл "Бог-сын", то его нарисовать уже было можно, так как он имел физическое тело и был ОБРАЗОМ своего Отца.
4. Те изображения, которые делали язычники, были посвящены ложным богам, и поэтому были запрещены Богом. А иконы изображают святых угодников, и поэтому их рисовать можно, это как бы другое дело.
5. Приводится история о том, что сам Иисус сделал первую икону, приложив к лицу полотенце, которое ему послал царь Агав, и оставил на нём свой нерукотворный ОБРАЗ.
6. Иконам не поклоняются, а их почитают. А это большая разница.
7. И последнее, самое распространённое, что молятся не иконе, а тому кто на ней изображен. И это вроде как тоже большая разница.
Что тут можно ещё добавить? Начиная с Адамы и Евы людям более свойственно оправдывать свои ошибки, нежели их признать. Можно обмануть других, и даже себя, но не Бога.
Вы можете сколько угодно звонить в этот небесный телефон.
Только вот трубку на том конце всё равно никто не возьмёт...